Сдвиг в науке
«В истории психологии большую часть времени люди и животные были движимы прошлым».
Мартин Селигман и др.
С конца 1800‑х до конца 1900‑х годов психология как наука была сосредоточена в основном на изучении патологий и поиске методов, которые помогли бы бороться с опасными явлениями, например депрессией и самоубийствами. Тогда наука предполагала, что человек является прямым побочным продуктом своего прошлого. Эта точка зрения известна как детерминизм. Считалось, что человеческое поведение можно объяснить благодаря эффекту домино одно событие неизбежно приводит к другим по принципу падения костяшек домино.
На самом деле людьми не управляет прошлое. Нами движет будущее, которому мы преданы
«Домино» прошлых событий диктует, кто вы и что сейчас делаете. Человек не может этому помешать есть только стимул и ответная реакция. Другими словами, в соответствии с детерминизмом, ваша сегодняшняя жизнь это вторичный синтез вашего прошлого.
Детерминизм был преобладающей точкой зрения, несмотря на то что эта точка зрения является чрезвычайно ограничивающей и негативной. Если у человека много проблем, то эти проблемы можно объяснить только его прошлым. И к сожалению, главной целью психологии было просто объяснить проблемы, а не решить их.
В 1990‑х годах группа революционных психологов, которые называли себя «положительными психологами», подвергла сомнению эти основные догмы психологии. Они задавались вопросами другого рода и проводили эксперименты в попытке разобраться, что же делает человека счастливым, здоровым и успешным.
Наряду с прорывами в сферах нейробиологии и технологии, подобного рода исследования дали ученым новое понимание того, что делает человека самим собой. Результаты современных исследований противоречат ранее существующим убеждениям.
Исследования показывают, что прошлое человека не движет им и не диктует его действия и поведение. Скорее наоборот именно будущее тянет нас вперед.
Будучи людьми, мы обладаем уникальной характеристикой, которой нет ни у одного другого вида на планете. Люди способны не только думать о будущем, но и создавать бесчисленное множество возможных сценариев собственного будущего. Кроме того, люди способны глубоко обдумывать свои возможные перспективы.
Например, перед вами может быть множество возможных перспективных вариантов устроиться на новую работу или остаться на прежней, переехать в другую страну или жить там, где живете сейчас. У нас есть сотни потенциальных вариантов будущего, которые мы могли бы реализовать, и бесчисленное количество решений насчет своей жизни, которые могли бы принять. Мы размышляем об этих вариантах и в конечном итоге принимаем решение, в каком направлении будем двигаться.
Психологи называют эту уникальную человеческую способность проспекцией [1]. Мы, люди, движимы возможными перспективами будущего.
Перспективы основаны на телеологическом взгляде на мир, согласно которому человеческое поведение движимо целями краткосрочными или долгосрочными.
С этой точки зрения, у каждого человеческого действия есть назначение. Другое слово, которое мы можем здесь использовать, это цель. Вся человеческая деятельность ориентирована на достижение цели, даже если она поставлена человеком неосознанно.
Возьмите, к примеру, прогулку к холодильнику за едой. Это поведение определяется целью: мы удовлетворяем голод, пытаемся отвлечься от чего‑то или потакаем своим слабостям. Какой бы ни была цель, она ведет нас к холодильнику.
Еще один пример посещение школы. Ведь дети ходят в школу не просто так. У каждого конкретного ученика свои цели. Один ученик в будущем хочет поступить в колледж. Другой ходит в школу, потому что его заставляют родители, а ему просто не нужны неприятности. Несмотря на то что внутренние причины для пребывания в классе у них разные, оба ученика находятся там, только чтобы удовлетворить конечную цель.
И даже если мотивация ученика бессознательная или не особенно вдохновляющая, она имеет право на существование. Потребление наркотиков или зависание в социальных сетях возникают тоже из‑за необходимости добиться какой‑то цели, даже если целью является всего лишь немедленное получение удовольствия или побег от проблем.
Вот несколько вопросов, которые вы можете себе задать:
- Какова причина или цель моей активности?
- Какую пользу я от нее получаю?
- Куда ведет меня такая активность?
Существует три уровня для понимания каждого конкретного действия или события:
- Что?
- Как?
З. Почему?
Первый уровень умение объяснить, что произошло, например: он ходил в школу. Второй уровень возможность объяснить, каким образом что‑то произошло. В этом случае можно сказать: родители привезли его в школу. Третий уровень это возможность объяснить, почему все это произошло. Это «почему» и есть причина или цель их действий.
Важно понимать, что «почему» является самой глубокой и мощной формой познания, так как именно «почему» определяет, «что» и «как» происходит. Когда вы понимаете, почему фондовый рынок растет или падает, принятие обоснованных решений в сфере инвестиций становится проще. Когда вы понимаете, почему человек делает то, что делает, его поведение приобретает больший смысл.
За человеческим поведением всегда стоит какая‑то цель. На каждое человеческое действие есть своя причина. Чем более сознательно и четко вы подходите к своей цели, тем организованнее становится ваше «как». Ваше поведение следует за вашей мотивацией. Без осознанной цели «как» становится противоречивым и хаотичным.
Все цели или мотивации можно разделить на две категории: подходы и способы избегания. Они либо приближают вас к желаемому, либо помогают избежать чего‑то.
80 % людей, как правило, движимы страхом или избеганием, в то время как 20 % действуют, ведомые мужеством, и приближаются к своим целям. Доктор Дэвид Хокинс объясняет:
«Рекламная индустрия играет с нашими страхами, чтобы продавать нам товары. Если наша скорбь обычно связана с прошлым, то страх относится к будущему. В повседневной жизни страх приобретает формы беспокойства, тревоги или паники».
И мотивации подхода, и мотивации избегания это цели. Например, когда вы ходите на работу, чтобы оплачивать свою квартиру, то ваша цель связана с избеганием. А если вы хотите получить повышение, то с подходом.
Ваша причина или цель положительная или отрицательная, появившаяся как подход или как способ избегания, управляет вашими мыслями, энергией и действиями.
В любом случае, люди действуют основываясь на собственных представлениях о будущем. Это может быть будущее, которого мы пытаемся избежать, или будущее, которое мы пытаемся создать. То, которое наступит через секунды или десятилетия.
В первую очередь нами движет страх, и, кроме того, среднестатистический человек руководствуется в основном краткосрочными целями. Например, зависнуть в социальных сетях вместо того, чтобы работать, дожить до конца рабочего дня или до выходных, оплатить счета.
Рэпер и бизнес‑магнат 5 °Cent и писатель Роберт Грин в своей книге «Пятидесятый закон» говорят:
«Мы рациональные и сознательные существа. По своей природе мы не можем не думать о будущем. Но большинство людей из‑за страха ограничивают свой взгляд в будущее очень узким диапазоном. Их мысли заняты завтрашним днем, тем, что случится через несколько недель, или, возможно, у них есть очень туманный план на ближайшие месяцы. Мы постоянно сталкиваемся с таким количеством трудностей, что упускаем возможность заглядывать дальше. Это закон власти. Однако, чем дальше и внимательнее мы всматриваемся в свое будущее, тем больше становится наша способность формировать его в соответствии со своими желаниями».
Когда сознание ведомо страхом, то оно находится в более низком состоянии, чем, когда им управляют смелость и цель. Для перехода от страха к принятию, смелости и любви, как и для мотивации к действию необходимо значительное эмоциональное развитие.
Некоторые психологи считают, что люди в принципе недостаточно развиты, чтобы эффективно думать на годы или десятилетия вперед. Наши предки, охотники и собиратели, не планировали уход на пенсию в 65 лет. Зато они разрабатывали стратегию, как достать еду для следующего приема пищи или избежать того, чтобы стать обедом для хищника.
Есть еще одно доказательство того, что люди редко пытаются думать наперед. Предположим, что средний возраст американца, планирующего выход на пенсию, составляет 27 лет. За следующие почти 40 лет их пенсионные составят 107 000 долларов. И как бы здорово эта цифра не звучала для 27‑летнего, по факту это всего 310 долларов в месяц после выхода на пенсию.
Упс!