Синдром самозванца. Как перестать обесценивать свои успехи и постоянно доказывать себе и другим, что ты достоин (Сэнди Манн)


Обучение новому

 

Речь идет о поступлении в колледж или университет – для молодых людей; для взрослых – на курсы повышения квалификации и т. д.

 

 

Случай из практики

Адам поступил в университет на факультет журналистики в возрасте 35 лет. В 16 лет он бросил школу – главным образом из‑за подростковых бунтарских настроений. Учеба не интересовала его. Он признался, что принимал наркотики, злоупотреблял алкоголем и в целом был «плохим парнем», который переходил с одной работы на другую. К счастью, спустя несколько лет Адам «остепенился» и встретил свою будущую жену. После рождения первенца она предложила Адаму овладеть профессией, которая обеспечит им стабильный доход. Адам решил освоить профессию штукатура, хотя втайне мечтал стать журналистом. Он был уверен, что эта мечта несбыточна, поскольку он нигде не учился и считал себя довольно «глупым».

Тем не менее благодаря поддержке жены Адам все‑таки записался в вечернюю школу и получил аттестат. Внезапно его мечта показалась не такой уж недостижимой. Адам поступил в университет, но с самого начала учебного года его охватили сомнения. Он чувствовал, что обманывает всех, сравнивая себя с другими студентами. Многие из них могли похвастаться более высоким уровнем подготовки и даже опытом работы. В итоге Адам пришел к выводу, что занимает не свое место, и начал подумывать о возвращении к профессии штукатура.

 

 

Повышение по службе

 

О повышении по службе мечтают многие, однако для кого‑то оно может стать причиной развития синдрома самозванца. Такие люди убеждены в собственной некомпетентности; они считают, что их повысили незаслуженно, и искренне боятся, что рано или поздно об этом догадаются их коллеги.

 

 

Случай из практики

Джеймс – специалист по информационным технологиям в крупной корпорации. Он был очень доволен своей работой, заключавшейся в устранении различных неполадок, исходя из требований клиентов. Затем его назначили на руководящую должность. Вначале Джеймс был несказанно рад повышению. В его новые обязанности входили распределение рабочей нагрузки, управление заказами, премирование сотрудников и работа с контрагентами. Однако со временем Джеймс испугался ответственности, а его отношения осложнились – как с клиентами, так и с сотрудниками (бывшими коллегами). Клиенты жаловались, что сроки работ затягиваются, сотрудники – что у них слишком высокая нагрузка. В действительности это нормальная ситуация – все руководители сталкиваются с подобными проблемами. К сожалению, Джеймс сделал вывод, что ничего не умеет и не годится для столь ответственной должности. До повышения все было хорошо – он просто выполнял свою работу. Теперь ему приходилось заниматься кадровыми вопросами и разрешать конфликты, хотя, по его мнению, он вовсе не обладал необходимыми для этого навыками. Джеймс не сомневался, что его продвижение по службе – ошибка: вероятно, руководству компании показалось, что уровень его подготовки выше, чем на самом деле. Джеймс был уверен, что скоро его «разоблачат». Это вызывало такой стресс, что он начал подумывать об увольнении.

 

 

 

Типы людей, находящихся в группе риска

 

Помимо триггеров, описанных выше, существуют определенные типы людей, которые особенно подвержены риску развития синдрома самозванца, который отчасти обусловлен их типом личности, отчасти их образом жизни. Валери Янг, автор книги «Тайные мысли успешных женщин»[4], выделяет следующие группы риска:

  • студенты, которые зачастую убеждены, что их однокурсники более компетентны, зрелы и трудолюбивы, чем они (многие искренне верят, что вообще не должны были оказаться в университете, или не вписываются в коллектив – они видят подлинный талант своих однокурсников, а себя считают обманщиками и фальшивкой. Особенно это актуально для старшекурсников);
  • представители науки и творческих профессий, которые постоянно сравнивают себя с другими – талантливыми и одаренными (см. вставку ниже);
  • очень успешные люди и люди, построившие карьеру в юном возрасте, среди которых чаще всего встречаются «самозванцы»‑гении (данный тип синдрома самозванца подробно описан ниже, см. раздел «Прирожденный гений»);
  • специалисты, студенты университетов и аспиранты в первом поколении, на которых родственники возлагают большие надежды, хотя они не всегда могут оправдать ожидания;
  • те, чья карьера развивалась нетипичным образом (такие люди скорее припишут успех удаче, а не собственным усилиям);
  • представители меньшинств (женщины, представители этнических меньшинств, ЛГБТИ, люди с ограниченными возможностями, приверженцы определенных религиозных культов и т. д.), которые представляют всю расу или группу;
  • дети успешных родителей (подробнее см. в Главе 2);
  • самозанятые и «одиночки» (для которых практически все общение происходит по электронной почте, не предполагающей проявления эмоций, в том числе душевной теплоты и поддержки, что затрудняет оценку результатов работы, а также соответствия ожидаемым стандартам. Отчасти это обусловлено ограниченными возможностями получения положительной обратной связи).

 

Причины, по которым эти категории людей наиболее подвержены синдрому самозванца, рассмотрены ниже.

 

 

Синдром самозванца в академических кругах

Согласно статье Бет Макмиллан, опубликованной в Times Higher Education в 2016 году, «многие всемирно известные преподаватели каждое утро просыпаются с мыслью, что недостойны занимаемой ими должности и что скоро их непременно разоблачат»[5]. Другой автор – блогер Джей Дэниел Томпсон – пишет, что синдром самозванца «как известно, поражает даже самых выдающихся профессоров»[6].

Определены причины, по которым синдром самозванца так распространен в мире науки. Во‑первых, мир науки – элитное сообщество, попасть в которое не так‑то просто. Во‑вторых, поскольку ученые и профессора считаются авторитетами в выбранных ими научных дисциплинах, они часто страдают синдромом самозванца‑эксперта (см. раздел «Эксперт» ниже). В‑третьих, их репутация напрямую зависит от результатов проведенных ими исследований. В‑четвертых, в научном мире очень высокая конкуренция: единицы публикуются в ведущих научных журналах и получают исследовательские гранты (причем судят о них всегда по последним достижениям). В таких стрессовых условиях неудивительно, что у многих развивается страх «разоблачения»: а вдруг все узнают, что на самом деле они не настолько хороши, как о них думают?

 

 

<- назад {||||} следующая страница ->